?

Log in

No account? Create an account

Previous 10 | Next 10

Aug. 29th, 2018

Практиковать. Практиковать. И еще раз практиковать!

К ссылкам, которые стоило бы добавить (про Выготского есть в сноске в тексте), добавил бы ссылку на исследования Юджина Гендлина, который установил, например, что решающим фактором успеха терапии является готовность клиента к изменениям, а не прочие факторы, такие как опыт терапевта или его терапевтический подход.
Примерно об этом же говорит Жан Беккио - "мы - лишь технические специалисты", "доктор лечит, исцеляет Бог" ("Гипноз XXI" издательства КЛАСС) или Джей Хейли, который предлагает брать не почасовую оплату, а плату за достигнутый результат и мастерство терапевта оценивать по тому, насколько систематически и эффективно специалист использует техники парадокса и метафоры ("Что такое психотерапия"/Learning and Teaching THERAPY).
И всегда стоит помнить, что исследования сильно зависят и от того, кто и зачем их проводит, и от формулировки гипотезы и вопросов, и от самих методов исследования и обработки результатов:„Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика“[1].

"Скотт Миллер: Эволюция психотерапии как оксюморон. Лекция 2013 г."
ПГ[2]:

Лекция потрясающая, грустная, смешная, вполне доступная и заставляет в очередной раз о многом задуматься, особенно там, где говорится об эффективности отдельных терапевтов. Ее нужно, конечно, слушать, но она по-английски, и субтитров нет. Поэтому ниже есть перевод основных тезисов, содержащих главное. Между прочерками каждый раз указаны исследования, на которые ссылается Скотт. То сеть, эта лекция - не истерический выкрик, а реальный обзор происходившего в психотерапии за более, чем 30 лет. К России статистика по США имеет очень простое отношение: вряд ли у нас лучше. В общем, enjoy.

***

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПСИХОТЕРАПИЕЙ В ПОСЛЕДНИЕ 30 ЛЕТ?
СМ:

- Я - директор Международного центра качества медицинской помощи (international centre for clinical excellence) www.centerforclinicalexcellence.com. Прошло 30 лет с первой конференции «Эволюция психотерапии», целью которой является отслеживать достижения психотерапии. Напомню, что эволюция - это постепенное развитие чего-либо, в особенности - от более простого к более сложному. Итак, эволюционировали ли мы?

- За 30 лет число подходов к лечению разнообразных расстройств увеличилось с 60 до более, чем 400. Изданы тысячи книг, о том, как делать более эффективную психотерапию.

-

Duncan B., Miller S. D., Wampold B., Hubble M. (2009) (eds).The heart and soul of change: Delivering what works in therapy. Washington, DC: APA Press.

Miller S. D., Hubble M. A., Chow D. L., Seidel J. A. (2013) The Outcome of Psychotherapy: Yesterday, Today, and Tomorrow. Psychotherapy 50(1), pp. 88-97

Wampold, B. E. (2001). The great psychotherapy debate: Models, methods, and findings. Mahwah, NJ: Erlbaum.

-

ДРУГИЕ ХОРОШИЕ НОВОСТИ

- В основном психотерапия работает. Клиент, проходящий терапию, чувствует себя на 80% лучше по сравнению с выборкой из людей, не проходящих терапию.

- Эффективность терапии, корректирующей поведение (behavioral health services) превышает эффективность медикаментозного лечения.

- На этом все с хорошими новостями.

-

Duncan B., Miller S. D., Wampold B., Hubble M. (2009) (eds). The heart and soul of change: Delivering what works in therapy. Washington, DC: APA Press.

Minami T., Wampold B. E., Serlin R. C., Kircher J. C., & Brown, G. S. (2008). Benchmarks for psychotherapy efficacy. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 75, 232-243.

-

ПЛОХИЕ НОВОСТИ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПСИХОТЕРАПИИ

- Плохие новости состоят в том, что никакого прогресса в результатах лечения за этот период не наблюдалось. Ноль, зеро за 30 лет (!!!).

- Эволюционировали ли мы? - Да, мы перешли от простых форм к сложным. Но добились ли мы прогресса? Ответ на этот второй вопрос менее удовлетворительный.

-

Duncan B., Miller S. D., Wampold B., Hubble M. (2009) (eds). .The heart and soul of change: Delivering what works in therapy. Washington, DC: APA Press.

Minami T., Wampold B. E., Serlin R. C., Kircher J. C., & Brown, G. S. (2008). Benchmarks for psychotherapy efficacy. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 75, 232-243.

-

ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ

- Есть исследования, которые показывают, что эффективность «среднего» психотерапевта выравнивается (перестает расти) после около 50 часов работы с клиентами.

-
Ericsson K. A., Charness N., Feltovich P., Hoffman R. (eds.) The Cambridge handbook of expertise and expert performance (pp 683-704). New York: Cambridge university press

Nyman S. et al (2011) Client Outcomes Across Counselor Training Level Within a Multitiered Supervision Model. Journal of counseling & development. Vol 88, pp. 204-209

Malouff J. (2012)The need for the empirically supported psychology training standards. Psychotherapy in Australia, 18(3), pp. 28-32

Miller S. D. & Hubble M. A. (2011) The road to mastery. The psychotherapy networker, 15(2), pp. 22-31, 60

-

- Это не все плохие новости. Существует очень маленькая, или вообще не существует разницы между результатами работы профессионалов, студентов и получивших минимальную подготовку пара-профессионалов.
Дальше хуже, но и свет в конце тоннеляCollapse )
____________________________________________________

[1] Об истории Стивена Гулда про "чудеса" медицинской статистики, например, тут:
https://fillum.livejournal.com/71366.html

[2] ПГ - в тексте - автор перевода и публикации Полина Гавердовская
http://gaverdovskaya.ru/public/consam/story1805.htm

Aug. 15th, 2018

Виноградная метафора

"Виноделие - это метафора жизни. Как вода из почвы силой искусства превращается сначала в виноградный сок, а потом в сложный букет vintage. Лучшее вино получается из винограда, который растёт на пологих, каменистых склонах. Потому что на равнине, где вода в почве просто есть - он будет лениться и просто утопит себя, разбухнув от воды. На пологом каменистом склоне ему приходится трудиться, чтобы собрать воду. Чем больше трудится виноград - тем больше сахара синтезирует. Чем труднее для него почва - соль, минералы, чем труднее погода - большие перепады температур днём и ночью, тем богаче и уникальнее вкус, сложнее состав, уникальнее танец сахара и бактерий. Бутылка вина - это энергия солнца, земли, винограда и человека, который его растил, собирал, смешивал букет. Это живое существо, меняющее свою суть от одного дня к другому. Вино из одной и той же партии, открытое в разные дни имеет разный вкус.
Как человек. "

Лиля Ким

https://www.facebook.com/boris.herzberg.5/posts/10156423223377936

Apr. 27th, 2018

Системный подход 2.0 (психология)

Минимальный минумум для понимания, что такое современный системный подход в психотерапии:

"Концепция гомеостаза ["системный подход 1.0"] предусматривает существование заданного идеального состояния, по сравнению с которым имеющееся состояние представляет собой, как правило, ухудшенный вариант ; в лучшем случае оно максимально приближается к идеальному.

В подобном утверждении замаскирована негативная оценка реально существующих систем: все состояния таких систем требуют постоянной коррекции. Тогда в терапии трудно описывать связи в семье с позиции уважения.

С системной точки зрения эта концепция подталкивает к рассмотрению двух типов проблем. С одной стороны, они подводят терапевта к тому, чтобы задавать идеальное состояние будто бы извне; с другой стороны, самой системе тогда не будет хватать внутренних ресурсов для перехода в новые, непредвиденные креативные состояния.

И наконец, эта концепция слишком односторонне приписывает системам консервативную тенденцию к инертности.

Со временем указанный подход стали расценивать как механистический..."

"Механистически-атомистические образы природы и человека, включая постулаты психоанализа Фрейда, рассматривают организмы как не стремящиеся к состоянию равновесия и гомеостаза… Однако вопреки второму закону термодинамики организмы, напротив, вырабатывают вместо энтропии упорядоченность… "

"Указанные теоретические мнения подтверждают те тенденции системной терапии, в которых беседа рассматривается не столько как повод «прорабатывать проблемы», сколько в качестве «провокатора» (побуждающего фактора) для их разрешения.

...Кроме того, интервенции направлены скорее на разрушение существующих образов, отводя их «подальше от состояния равновесия», чем на укрепление этих образов.

Контролировать такие состояние невозможно: система самостоятельно ищет новый аттрактор (возбудитель), который наилучшим образом соответствует теперешнему состоянию.

Таким образом, возникает что-то новое – но чем будет это новое, контролю терапевта не подчиняется."

_____________________________
- А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер
"Учебник по системной терапии и консультированию."



https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1546877915361225&set=a.321755727873456.66385.100001170933301&type=3&permPage=1

Oct. 31st, 2017

Обучение новому + новые люди

"Все больше и больше мне кажется, что личностные изменения происходят в основном не благодаря каким-то специальным волшебным (или научным) техникам, методикам или даже людям — а просто благодаря смене значимой части контекста на что-то новое.

Сколько раз такое было, что начинаешь чем-то заниматься, это какие-то время работает — а потом перестает. А потом через пять лет ты читаешь, что никаких подтверждений, что это вообще может хоть как-то работать не существует. Но оно же работало, это было так реально! Да, наверное. Но что именно работало? Мне кажется, работало в основном то, что ты делал что-то новое, общался с какими-то новыми для тебя, увлеченными чем-то новым людьми.

А потом мозг адаптировался. К чему-то мозгу трудно адаптироваться, это работает дольше. К чему-то легко. Каким-то техникам нужно сначала очень долго учиться чтобы понять, что это вообще что-то новое — и такие техники работают очень долго, но потом все равно перестают.
Какие-то вещи не проходят через скептический фильтр, ты их даже не пробуешь. С возрастом все меньше вещей проходят, надо сказать. Опыт, ты многое уже видел, много что знаешь.

В этом смысле совет каждый день делать что-то, что вас пугает, вполне неплох. То, что вас пугает — это что-то новое. Но мне кажется, не обязательно делать то, что вас пугает. Достаточно просто делать любые новые вещи и общаться с новыми людьми. Конечно, если вы хотите личностных изменений."

Алексей Каптерев

https://www.facebook.com/kapterev/posts/10213014818379075

***

Re: Это совпадает и с современными исследованиями в нейрофизиологии: новые нейронные связи образуются только в ситуациях обучения и исследования; этот механизм связан с социальными взаимодействиями (человек социален, и его психика и мозг - отражение этого факта).

Отсюда следствие: даже психотерапевтов лучше менять время от времени.

И ограничение модели: множество людей избегают развития, как раз используя стратегию поиска нового - стало сложно, ушел в новые отношения, в новое дело.

Ключевой фактор для "правильного" перехода (по-моему...) обретение мастерства в новом деле и эффекта синергии в новой группе. Это требует времени, думаю, что от года и более - зависит от сложности изучаемой деятельности. Невозможно освоить музыкальный инструмент или математику за пару занятий.

Существует невероятная сложность перехода, когда стал мастером и соратники проверенные в боях играют слаженным оркестром. Поэтому, часто отношения распадаются, когда уже поздно - пик формы пройден, группа или пара погрязли в конфликтах. Об этом Дао Дэ Дзин: "Перестань точить острый нож - сточишь лезвие". И индейцы: "Лошадь сдохла - слезь!"

Все это так же коррелирует с методами парадоксальных интервенций в психотерапии - вариации предписания симптома и "терапия испытанием" Хейли. А также с идеями Выгодского: не "покинуть зону привычного комфорта", а "покинуть зону привычного дискомфорта" и "войти в зону возможного развития".

Про убедительность в коммуникации

Из Каптерева.

Читаю The Sage Handbook of Persuasion, это такой мета-мета обзор по исследованиям в области убеждения и убедительности. Очень интересно, рекомендую. Вот резюме только одной из глав.

Для убедительности:
* Лучше представлять аргументы как за и так и против (но с их опровержением). Только аргументы за или аргументы против без их опровержения работают хуже.
* Начинать с выводов или заканчивать ими — не важно.
* Явные выводы лучше чем скрытые выводы.
* Powerful-язык (погуглите) лучше чем Powerless.
* Новые метафоры лучше, чем старые метафоры или отсутствие метафор. Одна метафора лучше двух.
* Фрейм избегания потери или фрейм выгоды — не важно.

Еще раз, тут разговор только про убедительность, это всего лишь один из параметров. Почему метафоры убедительны? Это же демагогия чистой воды. Но вот так.

Из комментов: Насчет powerfull/powerless там не упоминается исследование Alison Fragale, на которое cсылается Адам Грант, там так: если у группы есть какая-то общая важная задача, то powerless оказывается эффеткивнее ("возможно, надо идти туда" лучше, чем "надо идти туда"). А если у группы нет объединяющей задачи, то powerfull лучше.

https://www.facebook.com/kapterev/posts/10212934492610981

***

Наконец-то я нашел относительно свежий мета-анализ «статистика vs история», который смотрел не только на убедительность, но и на мотивацию.

Непонятно, почему это заняло у меня так много времени. Никаких сюрпризов, все как мы и думали: статистика лучше убеждает, истории лучше мотивируют. Использовать вместе.

*

We conducted a meta-analysis in which the effects of statistical and narrative evidence on beliefs, attitude, and intention were separately compared. Statistical evidence was found to have a stronger influence than narrative evidence on beliefs and attitude, whereas narrative evidence had a stronger influence on intention.

The Differential Impact of Statistical and Narrative Evidence on Beliefs, Attitude, and Intention: A Meta-Analysis

Simon Zebregs, Bas van den Putte, Peter Neijens & Anneke de Graaf


https://www.facebook.com/kapterev/posts/10212939754502525

***

Доктора которые кажутся симпатичными и компетентными вызывают больше плацебо-эффекта.

Howe, L. C., Goyer, J. P., & Crum, A. J. (2017). Harnessing the placebo effect: Exploring the influence of physician characteristics on placebo response. Health Psychology, 36(11), 1074-1082.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10212997067615317&set=a.1760066755391.98776.1050706605&type=3

***

Беттингауз обнаружил, что сообщения, которые подчеркивали необходимость мыслить логически оказались очень убедительными, даже когда сами по себе аргументы были нелогичными.

*

Bettinghaus (1973, pp. 157–158) found that messages containing cues stressing the importance of logical thought were highly persuasive, even though the arguments presented were themselves illogical.

https://www.facebook.com/kapterev/posts/10213004781728165

Dec. 25th, 2015

Аргонавты Потока

…лучше всего люди чувствуют себя,
когда они испытывают вдохновение.


«Радость бытия — не то, за чем стоит охотиться. Это считается инфантильным, эгоистичным и непродуктивным. Нехорошо вечно искать удовольствий. Нас призывают хотеть других вещей.

А когда радость от жизни вдруг пропадает, вместе с желанием гулять и веселиться и вместе со всеми желаниями вообще, тогда начинаются годы психотерапии. Годы испытаний для всех родных и близких. Годы, в которые разрушаются семьи, здоровье и бизнесы. Но тут уже не до денег и прочих потерь, тут нужно бросать все и класть все силы на то, чтобы к человеку вернулось желание жить. Потому что иначе он просто повесится.

Почему человека начинают поощрять в том, чтобы он учился хорошо и весело жить себе на радость, только когда он перестает хотеть жить вообще?»

«Я была крайне удивлена, узнав, что средний миллионер полностью разоряется в течение своей жизни шесть раз. При этом некоторые, естественно, не разоряются ни разу. Зато другие разоряются до тридцати раз! Что не мешает им, тем не менее, умереть богатыми, а перед этим прожить счастливую жизнь.

А еще есть люди, всю жизнь живущие на то, что они играют на деньги в Лас-Вегасе. Они вообще регулярно просаживают все деньги, оказываются на улице, ютятся у друзей и продают все самое дорогое. А между этим так же регулярно купаются в деньгах и разбрасываются ими. Говорят, такой образ жизни выбирают себе люди, для которых все эти взлеты и падения вообще не являются настоящими трагедиями, а просто служат ежедневным источником адреналина.
И, как ни странно, той самой «радости бытия».*

***

«Некоторые люди, которые не получают удовольствия от своей работы, вообще отказываются от производственной деятельности, чтобы вести праздную жизнь, приносящую им поток. Для этого необязательно иметь много денег. Некоторые очень квалифицированные инженеры уходят с работы и зимой моют посуду в ресторанах, чтобы летом позволить себе заняться скалолазанием. На обоих побережьях Америки, где есть хорошие волны, существуют поселения серферов, которые живут впроголодь, «питаясь» только потоком, который они испытывают, выходя в море на своих досках.

Австралийский социолог Джим Макбет взял интервью у десятков моряков, которые из года в год ходят на своих суднах между островами южной части Тихого океана. У многих из них ничего нет, кроме лодки, в которую они вложили все свои сбережения. Когда им нужны деньги на еду или ремонт судна, они останавливаются в любом порту и выполняют случайную работу, пока не пополнят свои запасы. Затем они отправляются в новое путешествие.

«Я смог отбросить ответственность, ушел от скучной жизни и стал немного авантюристом. Мне нужно было сделать что-то со своей жизнью, а не просто потреблять ее, как растение», - говорит один из современных аргонавтов.

«Это был шанс сделать что-то действительно важное в моей жизни; важное и незабываемое», - говорит другой.


Некоторые люди не уходят с работы совсем, однако они перемещают акцент с работы на свободное время, которое становится основной целью их жизни. Один серьезный альпинист описывает самодисциплину в своем виде спорта, укрепляющую бодрость духа, как тренировку для всей последующей жизни:

«Если ты выиграешь эту битву, эту битву против самого себя … тебе станет легче выигрывать битвы в мире».

А вот слова бывшего бизнесмена, удалившегося в горы, чтобы стать плотником:

«Я мог бы заработать много денег, работая в компании, но однажды я понял, что эта жизнь не приносит мне удовольствия. В моей жизни не происходило ничего, что делало бы ее стоящей. Я понял, что, проводя большую часть времени в офисе, я перепутал свои приоритеты … А годы шли. Мне нравится быть плотником. Я живу в тихом и красивом месте и почти каждую ночь я поднимаюсь в горы. Я думаю, что для моей семьи важнее то, что я спокоен и нахожусь рядом с ними, чем все материальные блага, которые я теперь не могу им дать».

Превращение из бизнесмена в плотники – это пример того, как некоторые люди могут творчески изменить свою жизнь. Они ищут, пока не найдут такую деятельность, которая была бы продуктивной, а также привносила бы в их жизнь как можно больше потока».*

***

«Если вам знакомы периоды влюбленности, вы вспомните, что в эти моменты вы были наиболее творческими, ваше воображение фонтанировало, у вас был прилив энергии, вы могли лечь в два часа ночи, а встать в четыре и быть в прекрасной форме. Потому что в этом состоянии наша энергия лучше циркулирует. Мы лучше адаптируемся к окружающему миру, мы лучше справляемся со стрессами, поэтому нужно стараться развивать этот тип функционирования».*


________________________________
*
Яна Франк «Муза где твои крылья».
Михай Чиксентмихайи «В поисках потока: психология увлеченности повседневной жизнью».
Жан Беккио «Гипноз XXI века».


Dec. 22nd, 2015

Дух Севера - мой йольский дух

Кто бы сомневался?.. )

shuwany & spirits-house
Другие тесты и гадания от Шувани
Tags:

Dec. 21st, 2015

О провокативной терапии Френка Фаррелли

Цели и элементы провокативного воздействия.

Для самого Френка критерием успешной провокации выступает "ассертивная реакция" - адекватные ситуации самоутверждение и самозащита; конгруэнтное, адекватное ситуации и логически обоснованное отстаивание клиентом своей позиции; конгруэнтное проявление себя в ситуации рискованного общения - шутки в ходе сессии, проявление симпатии к терапевту, элементов искреннего конгруэнтного самораскрытия.[1]

Если метафорически, то клиент в такие моменты сам-себе-провокатор, он живет и общается в Потоке[2], сам налаживает и поддерживает глубокий раппорт с терапевтом и окружением (когда сессия идет публично), возникает ситуация синергии и свободной творческой импровизации в ходе общения.

Второй момент.
Френк всегда идет по многим дорожкам...
И работая с одной проблемой, он прослеживает её проявления и влияние на разные сферы жизни клиента*, и в каждой конкретной провокации не дает зацепиться за какую-то одну идею, пусть даже адекватную и жизнеспособную, реагируя на это, он тут же начинает провокацию в обратном направлении и в разные стороны.**
Опять же метафорически: он лишает клиента какой-либо опоры на терапевта. И в фоновом режиме ведет провокацию, расшатывающую способ бытия, ориентированный на опору вне себя. Вынуждает клиента, перестать искать заменители родителей и подобных фигур, и найти опору в самом себе.

(Знатоки могут понять, что подобное действие основано и выражает пресуппозицию - "карта не территория".)

Третий момент.
Френк старается как можно больше вторгаться в личное пространство клиента. Он провоцирует прямым физическим действием, вызывая замешательство и близость преодолением этой социально и биологически обусловленной личной границы. Прикосновения, поглаживания, щипки, потрепать за щеку или дернуть за ухо или за нос...
Все это раздражает клиента и позиционирует "оператора" как близкую и высокоранговую фигуру.
При успешном завершении терапии или сессии консультации (выше описал в критериях), клиент способен, либо адекватно обосновать границу своего личного пространства и адекватно же вынудить терапевта быть более сдержанным, либо сам включается в эту игру и адекватно ситуации, конгруэнтно, в рамках взаимоуважительного общения, симпатии и (что важно!), сохраняя заданную "оператором" иерархию и статусы, тоже начинает прикасаться к терапевту.***

__________________________________
*работа, отношения, статус, экзистенциальные модусы, etc.


**Для опоры в подобных ситуациях можно использовать модель Роберта Макки (один из известнейших современных теоретиков кинодраматургии, автор бестселлера Story/"История на миллион долларов"[3]): существует не только ценность и антиценность - любовь и ненависть, например, но и «промежуточная ценность» - равнодушие, и ценность из категории "отрицания отрицания" - в данном примере это известные в психологии "игрушки" - любовь собственной любви - "Я столько для тебя сделал, а ты не ценишь!"; ненависть ненависти - "Я не имею права выражать свои негативные эмоции и ненавижу себя за это" (прямой пример из видео); любовь ненависти - созависимость и стокгольмский синдром; ненависть любви - садистские проявления и семейное насилие.
Применение подобной рамки дает довольно объемную картину возможностей моделирования провокативных приемов.

Другая модель Макки, способная быть опорой в провокативном консультировании - уровни конфликта.
В нашем применении можно сказать и "уровни цели" и "уровни проблемы".
Их три:
- внутриличностный;
- межличностный - индивид и другой человек;
- личность против системы - индивид и семья, группа лиц или организация, индивид и государство, индивид и судебная система и т.п., индивид и стихия, индивид и природа.
(Как пример фильмы-катастрофы, "Старик и море", "Изгой", "Матрица", и если подробно разбирать каждый, можно найти все три уровня конфликта в любом из них).

Соответственно, каждую заявленную проблему или цель клиента возможно провоцировать на всех трех уровнях - как она влияет на его отношения с собой, окружением, большими системами, миром.


***Второй вариант почти не встречается на видео учебных семинаров, т.к. сессии проходят разовые и сохраняется пиетет к фигуре Френка, который сам он тщательно поддерживает. (Бизнес есть бизнес.) Чаще подобные проявления можно увидеть на семинарах 1996-97 гг. в ИГиСПе, - специфика аудитории - профессионалы психологи-клиницисты и психиатры.
Зато при самостоятельной работе в качестве провокативного «оператора изменений», особенно, работая с близкими людьми, друзьями, коллегами и еще более зримо - в ситуациях неявного воздействия, когда контекст консультации не обозначается, а провокация выступает элементом переговорного процесса или приятельского общения (а Френк сам подчеркивает именно такую рамку - "дружеское подтрунивание"), подобные проявления возникают часто, и в уникальном индивидуальном сочетании с первым вариантом – это хороший критерий завершения успешной сессии.

__________________________________
[1] Фаррелли Френк, Брандсма Джеффри "Провокационная терапия"
[2] Чиксентмихайи Михай "В поисках Потока"
[3] Макки Роберт "История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только"; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2008.
__________________________________
(с) Алексей Алексеев


Видео с семинара 2013 года "Провокативное воздействие"
автор и ведущий - Александр Любимов (trenings.ru)

демонстрационная сессия: клиент - Алексей Алексеев

Специальный репортаж

2003 год ГТРК "Ямал"
Корреспондент: Алексей Алексеев
Оператор: Валентин Лосев
Режиссер: Ирина Лосева

(В начале записи есть помарки)

Dec. 20th, 2015

Будущее - это сейчас



‪В психологии есть принцип ориентированности на желаемое будущее.

Можно до бесконечности бороться с ветряными мельницами - их всегда будет больше. Вместо этого рациональнее и эффективнее формировать новый образ будущего, как личного, семейного, профессионального, так и будущего социального устройства.

Уже сейчас перестать тратить ресурсы на борьбу с самим собой и с системой, а разрабатывать механизмы и законы общества, в котором хотим жить. Не хлестать мертвую лошадь, а идти к своей цели.

Формировать независимые социальные институты, которые через внеполитические - социальные же проекты в области взаимопомощи и образования будут формировать новую культуру общественных отношений.
Тогда прогнившая "надстройка" сама отвалится.

И быстрых решений тут нет. Это долгие инвестиции - на поколения.

Любите друг друга, поддерживайте близкие связи и уважительные отношения. Через ближний круг распространяйте идеи достойной, честной жизни.

Сим победиши!

Previous 10 | Next 10